Порхающее эхо или «флаттер»
В результате многократного отражения в точке приёма звук периодически усиливается, а на коротких импульсных звуках, в зависимости от частотных компонент эха и интервала между ними, приобретает характер дребезга, тресков или ряда последовательных и затухающих сигналов эха.
Основные условия для возникновения порхающего эха
Для возникновения порхающего эхо в помещении должны быть «жесткие» полы, стены и потолки и с приличным расстоянием между ними. Если, например, у вас бетонный жесткий пол, на стенах мрамор, а на полу натуральный камень или керамическая плитка, то это самый «лучший» вариант отделки для прослушивания звука.То есть материал стен, полов и потолка влияет на возникновения этого «паразитного» эха.
В основном эффекту флаттер наиболее подвержены гостиные (с высокими потолками), спортзалы, крытые бассейны. Но вот в санузлах он почти не заметен, так как там очень маленькое расстояние между стенами. Даже не смотря на то, что там достаточно условий для его возникновения — жесткие отражающие поверхности (керамическая плитка).
Особенности
- Чем больше помещение, тем частота порхающего эха ниже.
- Чем жестче материал отражающих поверхностей, тем эффект заметнее и медленнее затухает.
Как проверить есть ли в помещении порхающее эхо?
Чтобы проверить есть ли порхающее эхо в помещении достаточно похлопать в ладоши. Если звучит быстрое характерное эхо с металлическим звоном, чем-то похожее на эффект скачущего (прыгающего) звука в мультфильмах, то это оно и есть.Конечно, этот эффект будет не во всех помещениях. Он наиболее характерен для пустых, полупустых помещений (например: склад, вестибюль, ангар и т. п.).
Порхающее эхо и окраска звук
Имея твердые параллельные стены возможно появления многократных отражений звука, которые создают окраску звука. Получается, что порхающее эхо мечется между твёрдыми поверхностями и вносит своеобразную окраску, которая может мешать прослушиванию основного сигнала. А в некоторых случаях даже приводить к тому, что в это помещение будет невозможно работать. Но!Окраска звука помещения не обязательно должна восприниматься отрицательно, если она представлена в умеренных дозах. Она может придать помещению или студии качества, с которыми можно мириться. В некоторых случаях окраска звучания исполняемых произведений в этом помещении часто является желаемой и характерной. Недаром у музыкантов существуют любимые залы, где, по их мнению, звучание музыки особенно красиво.
Решение проблемы «порхающего эха»
Решение многих проблем студии или, по крайне мере, некоторое улучшение положения достигается рассеянием звуковых волн. Чем больше направления движения волн подвергаются изменениям, тем более плавным будет затухание звука во времени и во всём частотном диапазоне.Что касается решение именно проблемы флаттера, в студиях наиболее практичным решением для его устранения являются ППУ поглотители (акустический поролон), размещаемые на стенах.
Пример «порхающего эха»
28-06-2022