Как правильно рассчитать грузоподъемность КМУ и борта машины
Расчет грузоподъемности манипулятора
- Легкие - от 3-х до 5-ти тонн;
- Средние - от 5-ти до 10 тонн;
- Тяжелые - свыше от 10 тонн.
Но эти цифры весьма условные, так как есть прямая зависимость грузоподъемности и выстрела стрелы, и чем больше расстояние груза, тем меньше сможет кран поднять, то объясняется законом рычага (отношение плеч равно обратному отношению веса груза). Поэтому важно знать не только вес и габариты объекта, но и понимать, как именно будет проходить погрузка.
Следует учесть, что стела грузоподъёмностью 3 тонны, может брать на себя груз в 3 тонны, исключительно на короткой стреле «ПОД СЕБЯ»!
Например, если груз весит 3 тонны и доступ к нему свободен, то есть, автомобиль может подъехать к нему впритык, то хватит манипулятора до 5 тонн.

Для работ с грузом в затруднительных условиях, при переносе груза через препятствие или отсутствии возможности подъехать вплотную к грузу, следует выбирать КМУ с запасом, для возможности поднятия груза при вытянутой стреле. Если же дистанция слишком велика, то для погрузки даже небольшого объекта понадобится тяжелый самоходный автокран.
Еще один важный момент: длина вылета стрелы никак не связана с классом крана-манипулятора. Легкий погрузчик может иметь стрелу длиной 10 м, а тяжелый – 8, поэтому ориентироваться только на класс нельзя. Лучше воспользоваться формулой и отталкиваться от конкретной грузоподъемности машины.
Как рассчитать грузоподъемность крана
Расчета грузоподъемности крана используйте простую формулу: M=GxL, где M – это грузовой момент, G – масса объекта, L – вылет стрелы.
Предположим, планируется перевоз бытовки, которая весит 1,5 тонны, а от площадки стоит на расстоянии 5 м. Тогда 1,5х5=7,5 – значит с задачей справится кран-манипулятор с грузподъемностью больше 7,5 тонн. На практике нужно брать погрузчик с запасом грузового момента хотя бы 5-10%, а значит выбирать нужно кран грузоподъемностью не менее 8 тонн.
Если же до бытовки всего 2 метра, то 1,5х2=3 - с ее погрузкой справится даже 3-тонный погрузчик.

Запас лишним не будет
Но и здесь есть нюанс - понятие «ПОД СЕБЯ» весьма растяжимо. Рядом с машиной может быть катушка с медным кабелем, а может быть большая баня. И то и другое рядом с собой, но габариты груза настолько разные, что разница по вылету стрелы будет в полтора раза. То есть, 6-тонный манипулятор легко погрузит катушку весом 5,5 тонн, а вот баню весом в 4 тонны уже не поднимет.
В добавок, производители манипуляторов часто лукавят завышая максимальную грузоподъемность установки производя расчет от груза расположенного слишком близко к машине:
Каждый завод-изготовитель начинает шкалу грузоподъёмности с разной величины вылета стрелы. Для наглядности ниже я привожу пример шкал грузоподъёмности четырёх популярных марок европейских манипуляторов: Palfinger 15500, Copma 150, Effer 150 и HMF 1500. Все четыре имеют одинаковую длину стрелы и одинаковый грузоподъёмный момент. А вот шкала грузоподъёмности у всех начинается с разных величин: 6 т, 6 т, 4,78 т и 3,08 т соответственно.
На самом деле эти манипуляторы абсолютно идентичны. И меньше всех здесь лукавит HMF. Потому что вылеты меньше 4 метров в реальной жизни никого не интересуют. Рабочие реальные вылеты как правило начинаются от 4,5 метров. Ближе просто поставишь груз на опоры собственного крана!
В мире кранов встречаются казусы ещё более нелепые. Существует кран Угличского завода, на стреле которого красуется цифра 25 т. Для двухосного шасси это нонсенс. Я специально заходил на сайт завода производителя и убедился, что указанная грузоподъёмность данной установки достижима на мифическом для автокрана вылете 2м! Если смотреть на грузовые диаграммы при нормальных вылетах то можно убедиться в том, что перед нами автокран на стреле которого обычно стоит 16 т. Можно только пожелать удачи тем, кто будет заказывать эту машину как 25-ти тонник, и особенно сильной удачи тому, кто будет на ней ездить на такие заказы.
На самом деле эти манипуляторы абсолютно идентичны. И меньше всех здесь лукавит HMF. Потому что вылеты меньше 4 метров в реальной жизни никого не интересуют. Рабочие реальные вылеты как правило начинаются от 4,5 метров. Ближе просто поставишь груз на опоры собственного крана!
В мире кранов встречаются казусы ещё более нелепые. Существует кран Угличского завода, на стреле которого красуется цифра 25 т. Для двухосного шасси это нонсенс. Я специально заходил на сайт завода производителя и убедился, что указанная грузоподъёмность данной установки достижима на мифическом для автокрана вылете 2м! Если смотреть на грузовые диаграммы при нормальных вылетах то можно убедиться в том, что перед нами автокран на стреле которого обычно стоит 16 т. Можно только пожелать удачи тем, кто будет заказывать эту машину как 25-ти тонник, и особенно сильной удачи тому, кто будет на ней ездить на такие заказы.
Цитата с сайта Грузоперевозки по бездорожью

Поэтому, перед арендой манипулятора для сложных и долговременных работ следует не полениться, и подробно изучить характеристики предлагаемой установки.
28-01-2021